Автоподсекатель




«Кнут» (рис.1) состоит из сторожка, резиновой «пружины» и двух верёвочных петель. Концы резинового шнура связываю между собой, чтобы получилось кольцо. Узелок проклеиваю, иначе он развяжется.
Донка автоподсекатель.
Рис. 1. Схема автоподсекателя «Кнут»: 1 - сторожок; 2 - петля; 3 - пружина из резины.
Складываю его в меньшее по размеру кольцо из нескольких витков шнура. Чем больше будет в кольце витков, тем жестче будет «пружина». Оптимальное число витков, на мой взгляд, - 2-3. Расчет общей длины резинового шнура, необходимого для изготовления пружины, следующий: L=2nl, где: L - общая длина резинового шнура; n - число витков в кольце; I – требуемая длина пружины.
Верёвочные петли связываю из рыболовного капронового шнура диаметром 2 мм, соединяя его концы, оплавленные на огне горящей свечи, чтобы не распускались. Петлю, соединяющую сторожок и пружину, вяжу, продев предварительно шнур через колечко сторожка.
Спиннинг удочка с автоподсекателем 1.2 м. - Активный Уикенд
... еще тестирую, набор просто суперр ... Дмитрий 2014-04-09 21:23:37.
Главная » Рыболовные снасти » Спиннинг удочка с автоподсекателем1.2 м.
http://activeweekend.com.ua/rybolovnyje-snasti/spinning-udochka-s-avtopodsjekatjeljem-12-m
Соединяю петлю с пружиной как показано на рис.1 (по типу «петля в петлю», только с большим числом переплетений). При таком способе крепления резиновый шнур в местах соединения с петлями во время работы меньше изнашивается. Однако надо иметь в виду, что на этих участках он будет изнашиваться всё равно быстрее, чем на других, поэтому после каждой рыбалки я, например, передвигаю верёвочные петли вдоль кольца «пружины», тогда резиновый шнур изнашивается более-менее равномерно.
Сторожок (см. рис.1) выполнен из сталистой проволоки диаметром 1,5-2 мм. Она должна хорошо отжигаться и также хорошо прокаливаться. Отжигаю один из её концов, загибаю его кольцом, которое предназначено для крепления пружины через верёвочную петлю. Отступив от кольца в соответствии с указанными на рисунке размерами, отжигаю участок, где потом плавно, полуокружностью изгибаю проволоку на 180 градусов. Затем вновь закаливаю этот участок. Здесь сторожок будет испытывать при работе самые большие нагрузки, поэтому закалку следует осуществлять аккуратно.
Если в этом месте сторожок всё таки начнёт разгибаться (предположим что вы не сумел найти подходящую проволоку), надо его усилить. Из проволоки того же сечения сделайте дужку, приложите её к изгибу с внешней стороны, обмотайте в трёх местах тонкой медной проволокой, и эти бандажи аккуратно пропаяйте.
На расстоянии 150-250 мм от места изгиба я вновь отжигаю участок проволоки, который затем изгибаю во второе кольцо. К нему будет крепиться леска снасти. Величина расстояния между местом изгиба и этим колечком влияет на чувствительность автоподсекателя. Чем этот участок длиннее, тем меньше усилие, при котором «Кнут» сработает. Правда, при этом уменьшается длина подсечки, поэтому нежелательно делать сторожок длиннее нерастянутой пружины, т.к. в противном случае «Кнут» станет подсекать слишком коротко.
В последнюю очередь формируется штырёк, помогающий крепить леску. При этом надо сделать так, чтобы кончик проволоки оказался вплотную рядом с колечком, к которому крепится леска. Чтобы кольца не имели щелей, припаиваю штырёк и обрабатываю его надфилем.
Для установки «Кнута» на берегу нужны два деревянных колышка (рис.2) диаметром 40-55 мм и длиной 400-700 мм, заострённые с одного конца. В один колышек вбиваю гвоздь диаметром 3-5 мм и длиной 100-120 мм на расстоянии 50-70 мм от тупого конца по самую шляпку. Острый коней гвоздя выходит наружу и будет выступать на 50-80 мм. Надо постараться, чтобы гвоздь прошёл через середину сечения колышка и угол между гвоздём и колышком составлял около 90 градусов. Забиваю оба колышка в берег по линии, являющейся продолжением лески заброшенной снасти. Ближе к урезу воды должен находиться колышек с гвоздём, причём выступающий кончик гвоздя должен оказаться перпендикулярным к прямой – продолжением лески. Расстояние между гвоздём и поверхностью земли должно превышать на 10-20 см длину сторожка. Расстояние между колышками приблизительно в 3-4 раза больше длины нерастянутой пружины. (точнее это расстояние определится при проверке предела растяжения пружины, зависящего от качества резинового шнура).
Донка автоподсекатель.
Рис. 2. Установка «Кнута» на берегу, на деревянных колышках.
Деревянные колышки можно заменить сделанными из дюралевых трубок или уголков. Тогда вместо гвоздя к одному из них надо прикрепить винт диаметром 4-6 мм и такой длины, чтобы он выступал на 40-50 мм.
Установив колышки, накидываю на дальний от берега колышек свободную петлю «Кнута». Натянув пружину, надеваю дугообразную изогнутую часть сторожка (с которым соединена пружина) на гвоздь. Натягиваю леску заброшенной снасти и креплю её к автоподсекателю. Для этого складываю её вдвое (рис.3), получившуюся петлю пропускаю через свободное колечко сторожка и накидываю на штырёк. Поворачиваю петлю на один-два оборота и снова накидываю на штырёк. Повторяю эту операцию ещё раз и затягиваю леску вокруг штырька. Такое крепление надёжно, в то же время леску можно легко снять.
Донка автоподсекатель.
Рис. 3. Крепление лески к автоподсекателю с помощью петли.
После закрепления лески ставлю «Кнут» в рабочее положение. Снимаю колечко с гвоздя и накидываю сторожок на гвоздь так, чтобы он упирался в сторожок напротив колечка, соединённого с пружиной.
При потяжке рыбы леска заставит сторожок сначала повернуться вокруг гвоздя на угол 30-40 градусов, и он соскользнёт с гвоздя и под воздействием пружины резко полетит к дальнему от берега колышку. При этом он увлечёт за собой леску, т.е. произойдёт подсечка.
Первое важное свойство «Кнута», отличающее его от других автоподсекателей – это плавное нарастание сопротивления движению рыбы при поклёвке в то время, пока сторожок поворачивается вокруг гвоздя. Рыба при этом не настораживается, поэтому «Кнут» срабатывает и при мягких, медленных потяжках. По движению сторожка можно даже следить за тем, как рыба трогает насадку. Этим он похож на сторожок зимней удочки.
Второе преимущество «Кнута» - для его срабатывания необходимо малое усилие, оно в 20-40 раз меньше силы, с которой растянута пружина взведённого подсекателя. Надо заметить, что усилие срабатывания заметно увеличится, если поверхность гвоздя будет не ровной (например он заржавел). Если выбрать гвоздь с меньшим диаметром, то усилие срабатывания уменьшится, но тогда «Кнут» труднее будет поставить в рабочее положение (сторожок начнёт соскальзывать), и появится опасность самопроизвольных подсечек.
Во время ловли с «Кнутом» на донку с резиновым амортизатором использую П-образную стойку (рис.4), состоящую из двух колышков и поперечины. Их можно сделать деревянными, но лучше использовать дюралевые уголки или трубки. Желательно, чтобы поперечина и колышки легко соединялись, так как везти с собой стойку удобнее в разобранном виде. Я соединяю их с помощью двух винтов и гаек-«барашков».
Донка автоподсекатель.
Рис. 4. Стойка для ловли с «Кнутом».
Колышки стойки вбиваю по отдельности в землю параллельно берегу с установленным раннее «Кнутом», креплю к ним поперечину, подсоединяю донку, выбираю её, наматываю леску «восьмёркой» на стойку (предварительно сделав 3-4 оборота лески вокруг ближнего к «Кнуту» колышка стойки – чтобы леска не съезжала во время намотки). Пристёгивая поводки и насаживая на крючки наживку, постепенно сдаю леску обратно в воду. Отпустив всю леску, взвожу «Кнут» и начинаю ждать поклёвки. Если необходимо вывести рыбу или проверить насадку после «холостой» подсечки, выбираю донку, опять наматывая леску «восьмёркой» на стойку. Поводки при этом свешиваются вниз и не путаются.
Когда ловлю на обычные донки с «Кнутом», мне вполне достаточно двух. Располагаюсь на берегу между ними так, чтобы до каждой было 5-10 м. Так и рыба не пугается, и можно быстро добежать к донке после срабатывания.
Чтобы автоподсекатель работал с донкой эффективно, нужно, чтобы грузило ка можно меньше мешало подсечке. Поэтому использую скользящее грузило с внешним пропускным колечком, сделанным из сталистой проволоки диаметром 0,5-1 мм. Диаметр колечек – 8-10 мм (рис.5).
Донка автоподсекатель.
Рис. 5. Огрузка для ловли с «Кнутом»: 1 - грузильце; 2 - стопор; 3 - скользящее грузило.
Скользящее грузило с внутренним отверстием часто забивается песком, а если на леске нависли водоросли, вообще перестает передвигаться по леске. Стопор для скользящего грузила – шарик из твёрдого пенопласта диаметром 10-12 мм со сквозным отверстием по центру. Если пропустить леску 3-4 раза через это отверстие и загнуть, стопор будет зафиксирован. Расстояние между стопором и крючком – в пределах 40-60 см.
Рядом с петелькой для крепления поводка с крючком желательно поставить небольшое грузильце, тогда при забросе поводок не будет цепляться крючком за леску выше скользящего грузила. Длина поводка с крючком – 10-20 см.
Донку со скользящим грузилом неудобно забрасывать с руки, поэтому при забросе лучше пользоваться простым приспособлением – палкой длиной 3-4 м (желательно разборной) с проволочной рогулькой на конце (рис.6), сделанной из жёсткой стальной гладкой проволоки диаметром 4-6 мм и закреплённой на палке с помощью верёвочного бандажа. Для заброса надо взять одной рукой палку у свободного конца, поддеть рогулькой леску донки и поднять палку вверх, перехватить второй рукой леску, свисающую с рогульки (идущую к «Кнуту»), и потянув её так, чтобы грузило и крючок оторвались от земли. Тянуть надо до тех пор, пока длина лески между рогулькой и крючком не станет короче самой палки. После этого забрасываю снасть боковым забросом (как обычную удочку), в нужный момент отпуская леску и быстро опуская палку вниз. Леска слетает с рогульки и грузило уносит её в воду.
Донка автоподсекатель.
Рис. 6. Приспособление с рогулькой для заброса с руки.
Бывает, на выбранном месте невозможно вбить в землю колышки. Приходится везти с собой опору для крепления «Кнута» - деревянную рейку с двумя съёмными ножками (рис.7,а), согнутыми из стальной проволоки диаметром 4-5 мм в виде дужки с прижатыми друг к другу концами. На рейке закреплены с помощью гаек два винта, на которых и устанавливаю «Кнут». Для крепления ножек в рейке просверлены четыре сквозных отверстия, которые расположены так, что вставленные ножки немного деформировались и за счет этого надёжно держались в рейке.
Донка автоподсекатель.
Рис. 7. Опора для крепления «Кнута» со съёмными ножкам: а - внешний вид; б - схема.
Перед рыбалкой вставляю в эти отверстия концы ножек. Ставлю опору на берег и подсоединяю к ней «Кнут».

Основа удочки

Для данной модели удочки с автоподсекателем возьмем кусок доски, ДСП, фанеры и тому подобного материала. Мне попался под руку отрезок от ДСП размером 80х220 миллиметров. Вообще больше, чем 100х300 делать не зачем - громоздко, меньше – не скомпонуешь элементы.
Основа для удочки с автоподсекателем

Рычажная скоба

В трех сантиметров от одного из краев доски прикручиваем две скобы для установки рычага подсекателя и крепим их маленькими саморезами. Скобу для крепления можно изготовить из листового металла различной толщины, я воспользовался деталями детского конструктора.
Изготовление автоподсекателя для рыбалки

Изготовление пружины

Берем две металлические проволоки: толстую для рычага, тонкую для пружины. Толстая проволока – элемент конструкции подвесных потолков, тонкая – от старого карниза типа «струна». Придерживая один конец тонкой проволоки плоскогубцами, наматываем виток к витку пружину на будущий рычаг. Делаем от десяти до пятнадцати витков, так, чтобы пружина уместилась внутри скобы.
Изготовление пружины для удочки с автопосекателем

Монтаж рычага с пружиной

Изгибаем рычаг и вводим в начало скобы. Затем надеваем на рычаг пружину и проталкиваем рычаг в скобу до конца. Длинный конец проволоки пружины загибаем снизу на рычаге. Пружина должна тянуть рычаг на себя. Для фиксации рычага, я его придавил плоскогубцами.
Монтаж рычага с пружиной на зимней удочке с автоподсекателем

Ударная часть

На конце рычага загибаем ударную часть, как на следующем фото. Лишнее отрезаем.
Ударная часть на зимнем автоподсекателе

Фиксатор

Итак, ударная часть механизма готова. Принимаемся за изготовление фиксирующей части. Берем очередную толстую проволоку и изгибаем из нее что-то подобное следующему снимку. 
Как сделать фиксатор пружины для удочки с подсекателем

Отверстия для крепления

В двух сантиметрах от другого конца основы просверливаем три пары отверстий для крепления фиксатора. 
ф1

Крепление фиксатора

Прикрепляем фиксатор к основе при помощи пластиковых стяжек.
Крепление фиксатора на подсекателе для рыбалки

Рычаг с фиксатором

Проверяем, как будет фиксатор удерживать рычаг подсекателя. При необходимости подгоняем элементы конструкции.
Рычаг с фиксатором на удочке с самоподсекателем

Резинка на фиксаторе

Надеваем на фиксатор канцелярскую стиральную резинку, предварительно проделав в ней отверстие.
подсекатель для рыбалки своими руками

Доработка резинки фиксатора

Для большей надежности крепления и визуализации на снежном льду укрепляем резинку на фиксаторе цветными изолентами. Прорезаем в резинке отверстие для пропуска лески (ее роль на снимке играет красная нить). 
Принцип работы автоподсекателя для рыбалки

Крюк-натяжитель

На расстоянии около одного сантиметра от нижнего загиба рычага монтируем натяжитель лески, его роль в конструкции играет крюк для подвески люстр. 
Крюк натяжитель в удочке с автоподсечкой

Вид со сороны фиксатора

Катушка с намотанной леской станет последним элементом удочки по очереди монтажа. Просверливаем отверстия в ножке катушки и прикрепляем ее к основе саморезами таким образом, чтобы леска проходила через натяжитель и центр резинки. Подгибаем фиксатор вперед, чтобы леска при уходе в лунку не цеплялась за основу.
Зимний автоподсекатель своими руками

Готовая удочка

Самоподсекатель для рыбалки
То же, вид сверху
Автоподсекатель для рыбалки

Принцип действия удочки с автоподсекателем

При потяжке лески, фиксатор наклоняется вперед и освобождает рычаг. Рычаг откидывается пружиной назад, своим изгибом бьет по леске и осуществляет подсечку. На воздухе это выглядит очень резко, в воде будет плавно. Увеличивая или уменьшая количество оборотов пружины можно изменять тяговое усилие пружины.

Автоподсекающее устройство над лункой

А вот так выглядит удочка-автоподсекатель на водоеме.

Зимний автоподсекатель на льду у лунки